
«На тех в курилке не смотрите, у них строго регламентированный перерыв», - говорит представитель завода, когда мы проходим мимо группы рабочих на перекуре. И действительно, при интеграции предприятия в альянс Renault-Nissan на «ИжАвто» начали устанавливаться новые правила игры: «У нас рабочий от рабочего места не отходит. Разве что в эти самые регламентированные перерывы и на обед».
За несколько часов пребывания на предприятии нас не покидало ощущение, что перемены в Ижевске наступили уж слишком стремительно – оказался ли рабочий персонал к ним готов? Судя по цифрам, которые приводят представители «ИжАвто», все идет по плану. Сейчас завод способен выпускать 25 автомобилей в час, а в ближайшей перспективе эта цифра увеличится в 2,5 раза – до 60 автомобилей.

«Вот здесь у нас цех сварки», - нас ведут в сторону громадного корпуса, еще пару лет назад практически заброшенного. Сегодня здесь современная линия сварки Granta, и продолжается монтаж новейшего оборудования. В этой линии будут вариться кузова и седана, и хэтчбека.

После процесса сварки кузова отправляют в цех покраски. Причем логистика осуществляется внутри помещения. Таким образом, кузова не контактируют с окружающей средой, как было здесь раньше. Вообще, к Lada Granta в Ижевске какое-то особенно трепетное отношение. Может быть, причина кроется в знаменательном для всей Удмуртии событии – по сути второй жизни «ИжАвто». На самом заводе это объясняют и ожиданием запуска в серию хэтчбека Granta, который будут собирать только в Ижевске, – на мощностях завода Тольятти производство новинки вестись не будет.

Кстати, если говорить о хэтчбеке, то при его производстве завод займется и штамповкой – здесь будут производиться 55 оригинальных деталей. Еще 22 пластиковых детали для этой модели так же будут выпускаться в Ижевске, в строящемся сейчас цехе литья пластика. Это позволит существенно экономить на логистике, отмечают представители завода.

«Облупившаяся краска – это не про наши машины. Мы используем самые передовые материалы, наши партнеры – ведущие мировые бренды по производству лакокрасочных компонентов. Причем, поставщики регулярно проводят аудиты, экспертизы, проверки, и всегда отмечают наш высокий уровень», - делится Болюх.

«За 8 лет мы сменили компоненты, эмали, провели технологическое обновление оборудования – все это сказалось и на качестве окраски», - рассказывает начальник цеха.

Под гул Benny Benassi из огромных колонок, который доносится вперемешку с лязганьем инструмента, мы входим в цех сборки – самое интересное место на заводе. Здесь днем и ночью трудятся те самые люди, которым запрещено сидеть во время работы, а курить можно только по расписанию.

«Мы полностью изменили принцип. Важно, чтобы человек получил все необходимое из бокса, который находится рядом с рабочим местом и постоянно пополняется в ходе смены. Надобность куда-то ходить за необходимыми деталями пропадает, так как все под рукой».
В самом конце цеха сборки один за одним припаркованы готовые автомобили – им предстоит пройти несколько заводских испытаний, прежде чем машины отправят дилерам. Фон нарушает звук стартера одной из Lada Granta. «Это нормально. Дело в том, что система подачи топлива после установки сухая. Нужно подождать некоторое время, пока все прокачается», - говорит сопровождающий нас специалист. Под эти слова двигатель заводится, и автомобиль отправляется на динамические тесты. Затем – тест на герметичность кузова и проверка электрики.
Рядом со стендами стоят несколько автомобилей, вокруг которых ходят мастера. «А с этими что не так?», - интересуемся. Оказалось, что в этом месте – зона дополнительной проверки качества. Например, один автомобиль протек – в ходе испытания с имитацией дождя у Granta обнаружили воду под запаской. Другая неисправность – техническая: у автомобиля не запустился мотор. «В подобных случаях мы предпочитаем не лезть в двигатель, не разбираемся в причине неисправности. Как правило – эта проблемы поставщиков, а не сборщиков. Узлы целиком мы отправляем назад поставщику, а сами устанавливаем новые с нашего склада», - пояснили техники.

По его словам, в следующем году «ИжАвто» планирует выпустить 30 тысяч седанов и 50 тысяч хэтчбеков Lada Granta. Уже в 2014 году общие объемы производства достигнут 100 тысяч машин, дальше – только больше. К 2017 году объем производства сможет составить 300 тысяч автомобилей в год под брендами Lada, Nissan и Renault. «Любой автомобиль мы сможем поставить на конвейер, - добавляет Алексеев. - Если нужно, соберем хоть танк».
Роман Фарботко, Ижевск
Больше фото на Autonews